Знаете ли вы, что Чарльз Сперджен страдал от депрессии?

Для некоторых христиан это настоящая новость, что Чарльз Сперджен всю свою жизнь боролся с депрессией. Из-за его репутации влиятельного проповедника с остроумным юмором нам трудно представить себе, что в «броне» его мужественного викторианского имиджа была трещина человеческой немощи. Конечно же, нас не должно это удивлять: быть в вихре деятельности в этом падшем мире — значит страдать. И жизнь Сперджена действительно была полна физической и моральной боли.

Когда ему было 22 года, и он нёс служение пастора в большой церкви, а дома у него было двое маленьких детей, случилось, что во время проповеди в концертном зале Гарденс Мьюзик Холл кто-то из шутников крикнул: «Пожар!», после чего началась паника и давка у выхода из здания, и в результате семеро человек погибли, а 28 получили тяжёлые травмы. После этого Сперджен был сам не свой. Его жена Сюзанна писала: «Душевные муки моего возлюбленного были столь велики, что его разум едва удерживался на своём троне. Иногда нам казалось, что он уже никогда не будет проповедовать».

Затем, начиная с 33 лет, постоянной и неизменной спутницей жизни Сперджена стала физическая боль. Он страдал от воспаления почек — так называемой болезни Брайта (нефрита), — а также от подагры и ревматизма. Боль была такой сильной, что вынуждала его проповедовать на треть меньше. К тому же, на его здоровье начала сказываться перегруженность, стресс и даже чувство вины из-за стресса. И всё это было у всех на виду. Все эти проблемы замечали недруги и критики Сперджена, что, конечно же, никак не облегчало его страданий. Вполне ожидаемо, что они видели в этом карающую руку Бога.

Боль, политика, оппозиция и перегруженность (а также скорбь из-за смерти маленького внука) — всё это действовало на Сперджена глубоко разрушительно. Настолько разрушительно, что сегодня ему наверняка бы поставили диагноз клинической депрессии и лечили бы с помощью медикаментов и терапии. Иногда он так сильно погружался в депрессию, что однажды сказал: «Я мог бы сказать вместе с Иовом: „Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих” (Иов. 7:15). Я без труда бы наложил на себя руки, чтобы избежать всех своих мучений».

Страдания и служение

Несмотря на все боли, Сперджен верил, что Бог, допуская в его жизни такие страдания, преследует Свои благие цели, и что он становится в этих испытаниях более подготовленным и сострадательным пастором. Такое отношение к страданиям позволило ему подготовить для студентов поразительную и самую необычную лекцию под названием «Обмороки служителя», в которой он сказал:

Прежде чем искать облегчения от такого уныния, Сперджен вначале пытался уразуметь Божьи цели во всём этом, чтобы из этого опыта он мог получить какую-то пользу. Писания ясно показывают, что через страдания Бог очищает верующих подобно золоту в горниле (1 Петра 1:6-7). Однако Сперджен отмечает: «Золото знает, почему и для чего оно находится в огне… оно благодарит Очистителя за то, что Он поместил его в горнило, и находит сладостное удовлетворение даже в пламени огня».

Сперджен понимал, что небесный Отец уготовал для верующих страдания. Хотя причиной испытания могут быть мир, плоть и дьявол, они находятся под контролем и управлением Бога, который использует эту «троицу» как важную часть нашей новой жизни во Христе. Давайте начнём с того, что мы просто не можем быть подобны Христу, если к нам не относятся так, как к Нему — если мы живём комфортной жизнью, в то время как Он претерпел так много боли. «Вы ожидаете, что вас коронуют золотой короной, в то время как Его короновали терновым венцом? Неужели лилии растут для нас, а для Него — шипы?»

Библейское учение о страдании

Это может прозвучать удручающе для верующих. Действительно, кто хочет страдать? Однако, изучив биографии знаменитых людей, Сперджен пришёл к выводу, что те, кто никогда не проходили через периоды серьёзных испытаний, никогда и не достигали той силы и зрелости, которых достигли те, кто познали глубины страданий. Те, кто живут в роскоши и не знают, что такое воспитание посредством проблем, часто демонстрируют слабосилие и немощность веры. В целом, «полезно для человека нести ярмо, полезно идти против бурного течения, полезно проходить через огонь и воду, усваивая, таким образом, возвышенные уроки». Трудности могут укрепить нас и открыть те моменты в нашем характере, которые нуждаются в доработке. На своём опыте Сперджен обнаружил, что слёзы могут прояснить наше зрение и сделать острее наш взгляд. Потери открывают всю недостаточность тех вещей вокруг, которые мы так лелеем, и всё больше показывают нам полную достаточность Христа.

Будучи пастором, Сперджен понимал, что предлагать такое трудное богословие нужно тактично и с сочувствием тем, кто находится в горниле испытаний. Истину о пользе страданий нельзя преподносить жёстко и бесчувственно тем, кто едва стоит на ногах и проливает горькие слезы. Иногда нужно просто сесть рядом и поплакать вместе с ними. Однако, как указывал Сперджен, все верующие в любом эмоциональном состоянии могут находить чудесное утешение в факте Божественного провидения Отца.

Когда христиане находятся в горниле испытаний, в той же мере, в какой они нуждаются в словах о любви и отцовстве Бога, они нуждаются в истине о том, что страдания являются признаком заветных отношений. Естественно, в страданиях мы склонны делать вывод, что Бог против нас, или что Его любовь и забота о нас в каком-то смысле ослабели. Но это не так. «Духовная депрессия — это не показатель уменьшения благодати; потеря радости и уверенности может сопровождаться мощнейшим продвижением в духовной жизни», — говорил Сперджен. Таким образом, не нужно поспешно опускать руки во время испытаний — ведь в этом падшем мире друзья могут предать нас, мы можем кого-то обидеть, также можем ощущать пустоту и свою хрупкость. Но ничего из этого не является признаком того, что наш Отец забыл или подвёл нас, или что мы теперь бесполезны.

Путь к преодолению

Начиная с 1871 года, Сперджен каждую зиму покидал холод, темноту и грязь Лондона, уезжая в Ментону на южном побережье Франции. Там он находил целебное тепло и солнечные ванны, полезные его душе и телу. Когда же не имел возможности уехать далеко, он видел пользу даже от обычных загородных прогулок.

Сперджен, однако, в первую очередь призывал к терпеливой осторожности в оценке своей ситуации. Он знал, как быстро мы склонны приходить к выводу в периоды духовного упадка и депрессии, что благодать Божья оставила нас, или что от нас теперь нет никакой пользы. В такие моменты нужно не пытаться выяснить, «что» да «почему», а просто твёрдо держаться Божьих обетований. Когда перед нашими глазами всё время пребывает объективная истина, которая не зависит от нашей способности «чувствовать истину», тогда обетования Божьи сияют, и тьма неспособна их сокрыть. Эти обетования предлагают непоколебимое и вечное утешение, которое «вне досягаемости» для наших временных земных проблем и сомнений. Именно по этой причине Сюзанна Сперджен повесила в спальне известный библейский текст в рамочке:

Обычно мы указываем страдальцам на воскресшего Христа и на Его победу над грехом и смертью. Но Сперджен в моменты страданий и депрессий чаще фокусировался на распятом Муже скорбей. Он считал, что «после жертвы Христа наиболее драгоценным является Его сострадание».

В страданиях, однако, мы не только приближаемся к Христу, всё более уподобляясь Ему и всё более полагаясь на Него. В периоды скорбей и сам Христос приближается к нам, чтобы вместе с нами быть в горниле испытаний. И Он не только идёт с нами — Он несёт нас на Своих руках.

Автор — © / Crossway
Перевод — Голос Истины

Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: