В прошлом году я читал статью одного христианина, который жаловался на то, что его церковь отмечала Рождество. Он считал, что это «не по-библейски». Всё-таки евангельские верующие и их церкви руководствуются Писанием, а нигде в Библии не сказано праздновать Рождество каждый год, тем более конкретно 25 декабря (или 7 января). У меня есть друзья с такой же точкой зрения. Они считают, что мы должны устраивать свою жизнь и свою церковь исключительно в соответствии с указаниями Священного Писания. И в нём нет повеления праздновать Рождество, а тем более Адвент!
Если добавить ещё весь этот наплыв рекламных акций на Рождество и весь предшествующий месяц, а затем вспомнить про многих людей, для которых Рождество это особенно трудное время, тогда может быть и правда есть смысл евангельским верующим отказаться от него. Что бы мы от этого потеряли?
Что говорится в Библии?
Думаю, есть библейский ответ и на само возражение, и на вопрос «Что бы мы потеряли?»
Во-первых, библейский ответ на возражение. Мы ответственны за соблюдение всех Божьих заповедей в его Слове. Но это не то же самое, что сказать, будто если в Писании не написано о чём-то прямо, то нам не нужно этого делать.
Возьмём брак. Библия не повелевает вам жениться. Как и не говорит, на ком жениться. Она даёт принципы, побуждает применять их в своей жизни и обещает в этом помощь от Духа. Вы стараетесь применять эти принципы мудро.
То же самое относится и к церковной жизни. Мы знаем определённые базовые принципы, которые направляют нас, как вместе жить и поклоняться Богу одной церковной семьёй. Но для нас не составлен план богослужения, не названо нужное количество собраний по воскресеньям и тысяча других деталей. Бог ждёт, что мы используем мудрость для управления как своей личной жизнью, так и нашим общим поклонением Ему, общением и служением.
Как это относится к празднованию Адвента и Рождества в церкви? На самом деле, очень просто. Церковь может решить провести конференцию в какой-нибудь весенний выходной. Это не заповедь. Но и не нарушение заповедей. Так поступают, потому что находят этот вариант мудрым и полезным. Проповедник может решить целый месяц проповедовать по Евангелию от Иоанна 3:16. Он не обязан, но считает, что это будет полезно для духовного состояния общины. Церковный совет вполне может решить, например, каждую осень проводить благодарственный праздник Жатвы, или что каждый год в День Святой Троицы будет проповедь по второй главе книге Деяний или параллельным местам и пение гимнов по этой теме. То же самое будет правильно и с Пасхой. Верно, что каждый воскресный день напоминает о факте воскресения; Христос воскрес и присутствует со Своим народом. Но не каждая воскресная проповедь и не каждый гимн — о воскресении. Таким образом, для церкви было бы мудрым решением провести одно воскресенье, посвящённое именно воскресению Христа.
То же самое касается и Адвента, и Рождества.
Предвосхищая воплощение Бога
Думаю, есть ещё одно соображение. Многие места Ветхого Завета предсказывают пришествие нашего Господа, зачатого в утробе девы, рождённого в Вифлееме. Матфей посвящает почти две главы описанию и объяснению этого события; Лука делает то же самое. Иоанн возвращает нас обратно в вечность, когда приглашает задуматься о его значении. В Новом Завете есть и другие отрывки, которые помогают понять его. Другими словами, Библия уделяет большое внимание рождению Спасителя и богословию воплощения. Не стоит ли это сделать и нам?
Мой собственный опыт служителя был таким. Часто я рассказывал от четырёх до двенадцати проповедей о рождении Иисуса в течение декабря. Это составляет где-то от 3% до 10% моего проповедования на тему Великого Чуда. Это несоразмерно много? Конечно, нет.
Но поставьте вопрос наоборот. Когда церкви «игнорируют» Рождество, сколько проповедей и назиданий о воплощении Христа они могут услышать? От четырёх до двенадцати? Вряд ли. Это моё ненаучное исследование проповедников говорит о том, что, по сути, Божье воплощение останется незамеченным. Разве это более библейский подход? Сомневаюсь, а потому я согласен с тем, что сказал доктор Мартин Ллойд-Джонс:
Настоящая радость с настоящим смыслом
Да, Рождество стало светским и коммерческим праздником. Но есть старая фраза на латыни: «Abusus non tolit usus» — нельзя позволять, чтобы злоупотребление чем-то разрушило и правильное его использование. Лучшее лекарство в этой ситуации — это чтобы христиане праздновали истинное значение Рождества. Говоря о себе, чем больше у меня получается слушать или рассказывать о пришествии Христа, тем больше это помогает мне сосредоточиться на том, что действительно важно в декабре. Иначе я плыл бы против течения в духе Эбинейзера Скруджа («Гм... вздор!»). Если так, то я бы не только не радовался в праздновании воплощения — я бы вообще потерял чувство радости! Нет, мне нужно то, что великий шотландский богослов Томас Чалмерс назвал «вытесняющей силой первой любви». Познание нового об Иисусе и Его пришествии приносит радость, которая является более глубокой и продолжительной, чем все эти торжества мишуры и блеска кругом. Эта уверенность стоит за моей книгой об Адвенте «Любовь сошла на Рождество». Это приглашение использовать предрождественские дни, чтобы глубже созерцать воплощение, отодвинув всё остальное, что соперничает за наше внимание.
На самом деле, в каком-то смысле эта потребность идти против большинства — это то, как празднование Рождества распространилось в древности.
Вы когда-нибудь слышали, как люди говорят, что оно на самом деле произошло от языческого праздника?
Это правда, что римский фестиваль Сатурналии проходил в декабре. Но скорее праздник Рождества не произошёл от него, а создан против него, и для контраста с ним. Сатурналия была поводом для распущенности и для всего того, что мир продолжает называть «хорошим провождением времени» (часто это значит «получить кайф» — раскалывающуюся голову и всё в этом духе!). Христиане древности хотели жить контркультурной жизнью, чтобы Сатурналия не переделала их под себя. И они знали, что у них есть что-то — точнее Кто-то — достойный праздника. Вот они и собирались вместе, чтобы отпраздновать день рождения своего Спасителя.
Первыми это сделали пастухи — и они прославили Бога за то, что увидели. А потом пришли волхвы — и они поклонились Христу, когда Его увидели. Какое будет благословенно, если Рождество и для нас станет таким же!