Пять путей к значимой общине
Вам не обязательно долго быть христианином, чтобы почувствовать разочарование в христианской общине. Наши высокие ожидания понятны. Церковь — это Тело и Невеста Христа (Ефесянам 1:22-23; 5:25-27), небесный форпост на земле (1 Петра 2:9), огромная сцена для демонстрации Божьей мудрости (Ефесянам 3:10). Но когда мы смотрим на нашу общину — поместную церковь или домашнюю группу, — реальность может не соответствовать ожиданиям. Мы ожидали, что дружба будет более глубокой. Мы надеялись, что люди будут более приветливы. Мы думали, что пастор хотя бы запомнит наши имена.
Иногда, что и говорить, мы разочарованы нашей общиной, потому что что-то в корне неверно. Мы прилепились к больному телу, а потому заразились вирусом. Теперь пришло время выздороветь в другом месте. Часто моё собственное разочарование в христианской общине возникало из-за моих нереалистичных ожиданий. Я пошёл в церковь, ожидая найти безупречную невесту, и вместо этого нашел жену, которая постоянно находится в процессе изменения и преобразования.
Невеста Иисуса
Некоторые из нас воспринимают недостатки наших церквей как разрешение на бегство. Мы переходим из церкви в церковь, из одной домашней группы в другую в поисках невесты с меньшим количеством пятен. Другие могут оставаться в общине, но поменять теплую искреннюю любовью на простую толерантность или терпимость, как супруг, чья любовь уже остыла.
У Бога есть более трудный, но более счастливый путь для нас, когда мы чувствуем разочарование в наших общинах: во-первых, мы должны честно признать недовольство; во-вторых, признать наши собственные глубокие недостатки; затем, дать возможность общине нашей мечты умереть. И потом, с дозой обнадёживающего реализма, мы должны трудиться, чтобы полюбить реальную общину, которую Бог дал нам. Нам нужно присоединиться к Иисусу, когда Он удаляет каждое пятнышко и морщинку Своей Невесты (Ефесянам 5:27).
В моей собственной «домашне-группной» жизни мне нужно последовательное напоминание о том, как реформировать мои ошибочные ожидания и вернуть меня назад в группу со свежей решимостью достигать её блага. Именно об этом напомнили мне пять призывов апостола Петра к каждому члену несовершенной общины:
1. Отложите личные предпочтения
Первым в списке качеств у Петра является единомыслие. Насколько это возможно, говорит Пётр, члены этой сборной солянки, называемой церковью, должны иметь одно и то же мышление и отношение. Несмотря на все их различия в культуре и индивидуальностях, они должны еженедельно нести одно и то же видение в свои собрания.
Размышляя о людях на наших домашних группах, призыв быть единомышленниками может быть подобен призыву о том, чтобы все цветы в поле были жёлтыми. Как хипстерского вида студент колледжа может иметь одинаковые мысли и чувства с механиком среднего возраста? Или как пожилая женщина-афроамериканка из южного Чикаго может быть единомысленна с белым подростком из пригорода?
Мы можем быть единомысленны друг с другом, потому что все мы подчинили жизнь Иисусу Христу. Наши общины, насколько бы разными они ни были, имеют одну идентичность: мы пришельцы и странники (1 Петра 2:11). У нас есть одно призвание: возвещать совершенства Призвавшего нас (1 Петра 2:9). И у нас есть одно великое стремление: говорить и действовать так, чтобы «во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1 Петра 4:11). Каждая домашняя группа — это семья странников и пришельцев, живущих для Небесного Царя.
Разочарование оседает в нас часто потому, что мы потеряли из виду это главное видение и заменили его своим собственным. Поэтому мы начинаем оценивать нашу домашнюю группу, исходя из того, насколько она удовлетворяет наши нужды и потребности, а не насколько хорошо она прославляет Христа, и мы неизбежно уходим, чувствуя себя в пренебрежении. Но, если мы напоминаем себе о том, как Бог видит нашу общину, мы отложим массу своих личных предпочтений, чтобы прославить Его единым голосом.
2. Сопереживайте эмоциям других
Во-вторых, Петр говорит церкви проявлять сочувствие друг к другу. Вопреки некоторым современным определениям, библейское сочувствие не является беспристрастным или исключительно умственным. Сочувствие — это способность войти в эмоциональный дом другого человека, пройти в гостиную и провести какое-то время с ними в их радости или печали.
Сочувствие — это то, что ощущает Господь Иисус касательно слабостей Своего народа и то, что должны чувствовать христиане, когда они видят брата или сестру в заключении (Евреям 4:15; 10:34). В обоих случаях сочувствие так сильно возбуждает эмоции, что за этим следует действие: Иисус проявляет к Своим людям, находящимся в искушении, милость и благодать (Евреям 4:16), а другие христиане с радостью общаются с друзьями, находящимися в заключении (Евреям 10:34). Сочувствие побуждает нас плакать вместе с теми, кто плачет, радоваться с теми, кто радуется, а затем сделает всё возможное, чтобы смягчить скорбь или умножить радость (Римлянам 12:15).
Глубокое искреннее сочувствие к большинству из нас не приходит естественным образом. Мы можем какое-то время прислушиваться к чьей-то радостной или печальной истории, но редко по-настоящему задерживаемся на ней, откладывая желание рассказать нашу собственную историю и позволить эмоциям их истории погрузиться в наши собственные. Такая нежная забота может исходить только от самого Бога, по мере того, как Он преобразует нас в образ Иисуса. В процессе того, как Он это делает, мы будем собираться чаще нашей общиной и больше искать того, чтобы выслушать людей, и тогда мы обнаружим, что гораздо благословеннее проявлять сочувствие, чем принимать его (Деяния 20:35).
3. Рассматривайте церковь как свою семью
Затем Пётр говорит своим читателям иметь братскую любовь. В то время мир применял термин «братская любовь» только к кровным родственникам. Но здесь Петр берёт эту семейную привязанность и применяет её к семье Божьей — ко всем тем, кто был «возрождён к упованию живому» и теперь имеет того же Отца (1 Петра 1:3).
Как и в наших биологических семьях, мы не можем выбирать членов Божьей семьи. Бог просто приветствует нас в этом замечательном, необычном, иногда разочаровывающем собрании матерей и отцов, братьев, сестер и детей, а затем говорит каждому из нас: «Любите друг друга». Помимо крови Иисуса, которая связывает нас, у многих из нас мало общего. Но это члены нашей семьи, и, подобно Иисусу, мы не должны стыдиться называть любого из них братом или сестрой (Евреям 2:11).
Братская любовь, как и всякая любовь в семье, будет причинять боль. Члены семьи будут раздражать нас, оскорблять и даже глубоко ранить. Иногда мы будем испытывать искушение найти более нормальную семью, более похожую на нас самих. Но именно в этот момент у нас есть возможность погрузиться во славу братской любви — любви, которая простирается на кажущиеся непреодолимыми различия ради Иисуса, а с другой стороны, найти более глубокое братолюбие и чувство близости и привязанности, чем любое другое, которое мы могли бы сформировать в группе единомышленников. Мы родились свыше для такой любви (1 Петра 1:22).
4. Приближайтесь к страдающим
Четвёртое качество в списке апостола Петра — это милосердие. Подобно сочувствию, милосердие чувствительно к эмоциям других. Люди с милосердным сердцем готовы поставить свою жизнь на паузу, пока они переживают чужие эмоции, и задержаться в них на некоторое время. Но милосердные люди ещё сильнее, нежели просто на уровне сочувствия, переживают чью-либо боль.
Когда милосердные люди сталкиваются с болью от страданий, они простирают милосердие подобно Иисусу, когда Он «сострадал» преследуемым, беспомощным, голодным и больным (От Матфея 9:36; 14:14; 15:32; От Луки 7:13).
И когда милосердные люди сталкиваются с болью от греха, они простирают прощение. Зная о своих собственных недостатках, эти люди «друг ко другу добры, сострадательны, прощают друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32). Не нужно много стараний, чтобы достичь сочувствия милосердных людей; даже лёгкое прикосновение чужой боли затронет их.
На многих из наших малых групп есть люди, несущие тонны печали на своих плечах. Склонившись под гнётом их собственной боли, они могут казаться холодными, отчуждёнными и асоциальными. Мы можем гадать, почему же они не столь уж дружелюбны и приветливы, не понимая, что им просто не хватает сил эмоционально приближаться к нам. Когда наши сердца станут более мягкими и милосердными, мы почувствуем себя менее разочарованными этими ранеными людьми, и нам захочется идти к ним, молясь, чтобы Бог использовал нас, чтобы перевязать их раны.
5. Смиритесь, чтобы возвысить других
Наконец, Пётр говорит людям в церкви быть смиренными. Смирение было презираемым качеством в греко-римском мире, оно было скорее присуще рабам, чем уважающим себя гражданам. Но Иисус Христос — несущий крест Царь — показывает нам новый способ быть человеком. Мы смиряем себя, чтобы поднять других.
Когда христиане приходят в наши общины, нам нужно, чтобы смирение было таким же характерным, как и одежда, которую мы носим (1 Петра 5:5). Мы должны верить лучшему друг о друге. Быть медленными на слова и быстрыми на то, чтобы выслушать. Мы должны быть скорее готовы покрыть грех, чем разоблачить его. Мы должны размышлять о том, как нам хорошо относиться к нашим братьям и сестрам. Мы не должны держаться за свои права. И мы никогда не должны считать, что кто-то недостаточно хорош, чтобы мы проявляли к нему любовь, служили ему или почитали его.
Люди, ради которых мы смиряемся, могут быть совсем обычными, нисколько не особенными в глазах этого мира; они могут быть слабыми, неуклюжими и бедными — возможно, такими же, как мы сами. Но если мы смиримся ради них, Бог может дать нам представление о том, кем они на самом деле являются: любимыми овцами Иисуса, собственностью Бога, наследниками благодатной жизни (1 Петра 2:9, 25; 3:7). Вскоре сам Бог возвысит их, чтобы они стали чем-то новым, великолепным, чем-то настолько прекрасным, что это окажется за гранью нашего воображения (1 Петра 5:6, 10).
И всё это — люди в нашей общине. Возможно, они разочаровывают нас время от времени, но они предназначены для славы. И нам выпала честь помочь им добраться туда.