Крещение Руси: 1030 лет погружения в христианство

Крещение Руси, фреска Васнецова
«Крещение Руси». Фреска В. М. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896)

28 июля 2018 года для многих христиан России является значимым днем. Ровно тысячу тридцать лет назад произошло событие, которое историки называют Крещением Руси.

История Крещения Руси

По официальной версии, основанной на «Повести временных лет», а также других источниках, князь Владимир решил сменить языческую веру из-за духовных исканий, которые зародились в нём после убийства семьи христиан, проповеди иностранных миссионеров и общения с бабушкой — княгиней Ольгой. Это сподвигло его отправить «соглядатаев» в разные страны и посмотреть, действительно ли всё так радужно, как рассказывали иностранцы.

Но, несмотря на духовные искания и уже тогда наметившуюся склонность к византийскому христианству, великий князь пошел в военный поход на православную Корсунь, что недалеко от современного Севастополя, и стал угрожать повторным походом воинственных славян на Царьград (Константинополь), если ему не отдадут в жёны греческую царевну Анну. Хитрые византийцы согласились, но с несколькими условиями: русский князь должен был креститься и признать свои предыдущие многочисленные браки недействительными. Помимо этого, он должен был крестить Русь. Владимир согласился и был крещён там же.

Вернувшись в Киев, Владимир провозгласил о смене государственной религии. Надо сказать, что, хотя Владимир и любил язычество, тем не менее, ещё перед походом на Корсунь, видимо, ради единовластия, он уже значительно ослабил влияние языческих жрецов. Мало того, многие русы, судя по всему, мало интересовались религией. Это подтверждают археологические находки. Во многих ранних берестяных грамотах отсутствует какое-либо упоминание о Боге. При этом в документах других народов того времени Бог или святые часто упоминаются в приветствиях или завершениях писем. Также при заключении договоров люди прибегали к угрозам наказания от Бога за нарушение контракта. Конечно, можно сказать, что так выражалась реакция на новую веру, да и между Крещением Руси и этими грамотами прошло около ста лет, но вместе с другими фактами можно сказать, что славяне-язычники были не слишком религиозным народом.

Когда Владимир объявил, что «кто из вас хочет быть мне другом, приходи креститься», на стрелку Днепра и Почайны пришло множество людей для принятия новой, малоизвестной веры. Кто же захочет быть врагом князя? Летописец говорит, что были те, кто крестился из-за страха, а кто-то и плакал. Но были и те, кто искренне радовался этому событию. И если не брать отдельные случаи крещения «огнём и мечом», в общем и целом Русь в тот памятный день действительно начала своё постепенное крещение, то есть погружение в христианство.

Крещение князя Владимира, фреска Васнецова
«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1893)

Плоды Крещения Руси

«По плодам их узнаете их», — учит нас Спаситель. Каковы же плоды того, что Русь стала именоваться православной страной? Плоды в политике и государственности очевидны: это и «собирание земель русских», и приобщение к цивилизации того времени. Но каковы духовные плоды?

Самое важное во всём этом — то, что наш народ познакомился с вестью о распятом Христе. Ведь всегда были, и, к сожалению, до сих пор есть страны, где о едином истинном Боге и Сыне Его Иисусе Христе очень тяжело узнать. Огромные массы людей не могут выбрать спасение во Христе, потому что у них такого выбора вообще нет. За эту тысячу с лишним лет народы, проживающие на территории Российского государства, имели возможность не формально, а искренне, всем сердцем обратиться ко Христу. И если многие не пользовались этой возможностью, то это был именно собственный выбор человека.

Вместе с тем естественным результатом добровольно-принудительного выбора веры часто является двойная жизнь. Не миновала эта участь и наш народ. В народе осталось неосознанное язычество: люди, искренне считавшие себя христианами, продолжали вести языческий образ жизни и соблюдать языческие традиции. Характерным примером такого явления были змеевики — дохристианские медальоны. С одной стороны на них изображался какой-либо языческий бог, а с другой — многоглавый змей. С приходом христианства наши предки стали помещать на лицевой стороне змеевиков лики Христа или святых, а обратную сторону оставили прежней. Примеры смешения язычества и православия мы наблюдаем и по сей день.

Крещён по традиции или по вере?

Важно понимать, что Крещение Руси и даже крещение каждого из нас, как в младенческом, так и в сознательном возрасте, ещё не является залогом нашего личного спасения. Увы, многие люди, причисляющие себя к христианству, но по делам не являющиеся таковыми, глухи к евангельской вести. Они заявляют о том, что крещены, и на этом их христианство заканчивается. Они забывают, что для получения жизни вечной необходимо родиться свыше, как о том говорил Спаситель, причём говорил не последнему грешнику, а самому Никодиму — члену синедриона, учителю Израиля. И истинное покаяние немыслимо без плодов покаяния.

Напоследок хочется вспомнить слова одного киногероя — католического кардинала, прообразом которого стал Иоанн Павел I. Рассуждая о христианстве в Европе, он вынул мокрый камешек из воды и сказал: «Посмотрите на этот камень. Он лежит в воде уже очень долгое время, но вода не проникла в него». Он разломил камешек и показал место слома: «Посмотрите — абсолютно сухой. То же самое случилось с европейцами. Столетиями они были окружены догмами христианства, но Христос так и не проник к ним в душу. Христос не живёт у них в сердце».

Слава Богу за то, что когда-то Благая весть пришла на Русь, и наш народ начал погружение в христианство. Но стоит молиться о том, чтобы сердца людей были не каменными, а плотяными, и Христос действительно проник в сердце каждого, кто называет себя крещёным христианином.


Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: