Вы наверняка слышали, как говорят: «Нам просто нужно вернуться к ранней Церкви». Нам нужно быть более похожими на ту молодую, активную и естественную Церковь, которую мы видим в Новом Завете. Я с этим не согласен.
Точнее, согласен не во всём. Очевидно, что у ранней Церкви были черты, которым нужно подражать. Братское общение, жертвенность, миссионерский дух, единство, стойкость при гонениях и многое другое. Но давайте не делать вид, будто у ранней Церкви не было своих проблем.
Говоря о Новозаветной Церкви, можно стать жертвой «хронологического снобизма», от которого предостерегал Клайв Льюис. Старое не значит лучшее. Как, впрочем, и новое.
Часто раннюю Церковь перехваливают те, кто недоволен современной Церковью. «В наше время церковь беспомощна, слишком упорядочена, недостаточно свободна». Оглядываясь на раннюю Церковь, они тоскуют по тем старинным дням. Но Соломон учит не заниматься этим:
Позвольте мне спросить у тех, кто хочет вернуться к ранней Церкви:
На какую из ранних церквей вы хотите быть похожи?
Церковь в Коринфе? Они отвергали апостола Павла, полюбили апостолов-самозванцев, злоупотребляли Вечерей Господней и гордились тем, что один из них спал со своей мачехой.
Церковь в Галатии? Они были на грани того, чтобы отступить от Евангелия и всем вместе уйти в законничество, отвергая апостола Павла и не принимая учение о благодати.
Церковь в Эфесе? На первый взгляд, она довольно надёжна. Хотя потом оказывается, что в ней могли быть проблемы с единством в общине, взглядом на колдовство, семейными отношениями и духовной борьбой. К моменту, когда она получила послание от Иисуса, там оставили любовь, которая была вначале.
Церковь в Филиппах? Серьёзное разделение: и разногласие там было настолько сильным, что Павлу пришлось обратиться к двум женщинам, Еводии и Синтихии, умоляя их примириться. Прискорбно...
Церковь в Колоссах? У них был яростный спор по поводу божественности Христа. Было ли у Иисуса человеческое тело? Является ли Иисус полностью Богом? Павел писал, чтобы помочь им остаться верными Христу и не поддаться лжеучителям.
На Фессалоникийцев? Они зациклились на учении о Последнем времени — возвращении Христа и грядущем воскресении — при этом задавались вопросом, не остались ли они позади.
Итак, скажите ещё раз, к какой ранней церкви вы хотите вернуться? Безнравственность, гонения, разделения, законничество, путаница в богословии и нападки на апостола Павла — вот что там можно найти.
Нам не нужно возвращаться к ранней Церкви — мы и так на неё похожи. Но что-то и правда нам нужно вернуть.
К чему же нам нужно вернуться
Единственная совершенная Церковь, наполненная людьми без проблем, находится на Небесах. Будьте верны в настоящем, не оглядываясь на прошлое.
Мы всегда должны возвращаться к учению ранней Церкви, к Новому Завету, хотя сама Церковь и была беспорядочной. Совсем как сегодня. У нас тоже беспорядок, потому мы и возвращаемся к посланиям, написанным для наших сбившихся с пути братьев и сестёр. Мы учимся на их жизни и по наставлениям для них — не чтобы стать как они, но чтобы быть верными нашему воскресшему Господу.
Мы возвращаемся к учению апостолов. Мы возвращаемся к Библии. Мы возвращаемся ко Христу. Церковь, которая всё это делает, — и есть то, к чему нам стоит стремиться.