Каждое воскресенье, поднявшись за кафедру, я вижу сотни лиц, которые отличаются возрастом, цветом кожи и своим выражением, ожидающих услышать Божье послание. Но каждую неделю одно лицо особенно привлекает моё внимание. Её зовут Яакина, она сидит на балконе, потому, что у нее аутизм. Родители девочки хорошо знают о её потребности прыгать, танцевать и крутиться в течение служения, поэтому занимают места в зале повыше — там, где меньше людей. Этим они проявляют любовь к своей дочери и к братьям и сёстрам, сидящим внизу.
Вместе с несколькими другими семьями они составляют небольшую часть нашей церкви. Эти семьи приходят каждую неделю, имея такие же проблемы, как и у большинства обычных прихожан, но помимо этого у них есть дополнительные бремена и заботы, характерные только для родителей детей-инвалидов. Эти заботы трудно представить тем, кто сам не является родителем такого ребенка. Помимо ежедневных домашних тягот, семьи с детьми-инвалидами, обременяют себя ещё и теми трудностями, которые могут возникнуть, если их ребенок будет мешать окружающим во время служения. Единственное место, где такие семьи должны чувствовать себя спокойно и свободно, находиться в окружении благодати, часто является местом, где они переживают сильнейший стресс. Поэтому здесь они чаще всего стараются оставаться незамеченными.
Откуда мне это известно?
Мне это известно, потому что я — не только пастор тех, кто воспитывает детей с инвалидностью, но и сам являюсь таким родителем. Мне на личном опыте известно о мучениях воскресного утра: когда чувствуешь, что вместо того, чтобы полностью погрузиться в жизнь общины, ты должен быть как можно более незаметным, чтобы никого не отвлечь и никому не помешать.
Со временем, использовав моё уникальное положение, Бог показал мне, что семьи с детьми-инвалидами слишком многому способны научить церковь о Евангелии, чтобы оставаться на периферии, — даже если при этом они руководствуются благородными намерениями. Теперь я убеждён, что родители и их дети, имеющие инвалидность, находясь в церкви, не должны прятаться. Наоборот, они должны устремляться прямо в сердце церкви, потому что являются дарами для общины, которые способны пролить свет на Евангелие особым образом.
Призыв к родителям
Я вовсе не желаю добавить лишний грамм к тяжёлому бремени воскресного утра, но как родитель и пастор ребёнка-инвалида хочу попросить родителей таких детей о семи вещах:
- Поймите, что ваш ребенок дополняет служение прославления. Дети с инвалидностью делают в него свой вклад, они напоминают нам о том, что Божье Евангелие благодати не взирает на лица, а значит, и мы не должны этого делать. (Деян. 10:34–35; Иак. 2:1). Поднятые руки мальчика с аутизмом могут воздавать Богу славу так же, как и чьи-то ещё.
- Поймите, что ваш ребенок — необходимый член поместной общины. Он по-особенному устроен Богом, чтобы приносить бесчисленные благословения вашему собранию. Господь использует его, даже если вы этого не видите (1 Кор. 12:18–25). Соло, исполненное во время пожертвований подростком с синдромом Аспергера, побуждает многие сердца прославлять Бога.
- Знайте, благодаря вашему ребёнку сердца, исполнившись благодатью, учатся глубокому состраданию. Не беспокойтесь о том, что он может отвлекать кого-то во время собрания (Рим. 15:1–2; Гал. 5:22). Ребёнок, прикованный к инвалидной коляске, стоящий в проходе — не неудобство, а указатель на милость Христа.
- Поверьте, не делать вид будто всё в порядке — это нормально. Забота о людях с инвалидностью может быть очень тяжелой и утомительной. Взывайте среди собрания к нашему Пастырю и Царю — это поможет указать нам на то, что Христос всё ещё принимает измученных и обременённых (Пс. 60:1–2; Мф. 11:28–30). Ваше выражение бессилия может стать молотом, разбивающим самонадеянность многих из нас.
- Поверьте, что люди желают вам помочь. Многие братья и сёстры хотят вам послужить, но не знают, как начать об этом разговор. Обратитесь за помощью и покажите ту обыкновенную слабость, которую Бог предназначил поддерживать (1 Фес. 5:14; Еф. 4:16). Ваше смирение будет связующим звеном для глубокого служения Евангелия и взаимоотношений.
- Пожалуйста, воспользуйтесь возможностью задействовать вашего ребёнка в безумном и запутанном мире церковных мероприятий. Рождественские постановки, весенние концерты, программы на Пасху. Знаю, это рискованно, но, когда ваш ребёнок будет принимать участие в этих событиях, Бог будет являть Свою славу и мудрость — вашей церкви и через неё (1 Кор. 1:26–29). Улыбка ребёнка с синдромом Дауна в молодёжном хоре дополняет мозаику творческого гения Бога.
- Свободно обращайтесь к вашему пастору и просите его преподать учение или серию посланий на тему Библии и инвалидности (Пр. 9:9). Он будет благодарен за вашу любовь и совет.
Обещанная благодать
Я прекрасно понимаю, что не каждая семья с инвалидом может быть задействована в поместной церкви на том уровне, который я назвал. Одна лишь способность добраться до церкви в воскресенье может быть громадным достижением. Повторю, что я хочу не добавить вес и так уже тяжёлому бремени, но чтобы вы, дай Бог, осознали и полюбили дары, которыми Бог наделил вашу поместную церковь через ваших детей.
В этом, как и в любом другом случае послушания, мы не способны ничего сделать своими силами. Но мы послушны, потому что Бог обещал бóльшую радость:
- «Ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12).
- «Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33:11).
- Наш Отец знает, как вознаградить Своих детей, которые верно умерщвляют своё «я» (Мф. 7:11; Мк. 10:30).
При возможности, вспомните: когда мы немощны, тогда сила Евангелия пребывает на нас наиболее полно и наиболее могущественно через нас демонстрируется (2 Кор. 12:9). Вы и ваш ребёнок (или дети) с инвалидностью можете помочь другим увидеть и пережить реальность этой истины. Ваша поместная церковь нуждается в вашем особом вкладе.
Целостность любой церкви Божьей отображается в полной мере только тогда, когда отдельные её части демонстрируют свою взаимозависимость — люди с инвалидностью и без неё — одинаково.