Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим
Мк. 11:1–10
Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим для совершения подвига искупления был совершенно отличным от предыдущих Его посещений этого города. Ранее Христос приходил в него незаметно. А теперь Он вошёл в этот священный город при громких восклицаниях народа, на виду у тысяч паломников, пришедших в Иерусалим на празднование Пасхи. Этот вход Господа в Иерусалим являлся точным исполнением пророчества Захарии, а также более раннего пророчества Исайи. Познакомимся с этими пророчествами. В Книге пророка Исайи 62:11 мы читаем: «Скажите дочери Сиона: грядёт Спаситель твой». А у пророка Захарии читаем: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот, Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъярёмной» (Зах. 9:9).
В день торжественного входа в Иерусалим мы видим Иисуса Христа в совершенно новом свете: Его встречают толпы народа, слышны громкие восклицания в Его честь. «Осанна! Осанна!» — звучало на улицах Иерусалима. И Христос не успокаивал ликующий народ. Наоборот, когда некоторые из фарисеев сказали Ему: «Учитель! Запрети ученикам Твоим», Он ответил им: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19:39–40).
Почему Христос, действовавший до этого тихо и неприметно, в день последнего входа в Иерусалим допустил такое чествование? Мы поймём это, если примем во внимание, что путь Христа лежал на Голгофу. Через несколько дней Он подвергнется многим поношениям и уничижениям и будет вознесён на позорный крест посреди двух разбойников.
Но до наступления этого Христос должен был быть провозглашён Спасителем и Царём, то есть Тем, Кем Он был согласно пророчествам Исайи и Захарии.
Все пришедшие в Иерусалим на великий праздник Пасхи должны были знать, что на среднем кресте на Голгофе распят Христос — Мессия, Царь, как и свидетельствовала надпись над головой распятого Христа — «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Однако и во время прославления тысячами людей Христос оставался смиренным и кротким. Он ехал на осле. Его прославляли как Царя, но Он не имел ни короны, ни скипетра.
Но обратимся к ликующему народу. До нас доносятся слова: «Благословенно грядущее во имя Господа царство Давида!» О чём говорят эти слова? О том, что народ, восхвалявший Христа возгласами «осанна», прославлял Его как земного царя. Он надеялся, что Христос займёт престол Давида и устроит царство более славное, чем царство Соломона. Народ, восклицая «осанна», не ведал, что ожидало этого Царя. Он не знал, что путь Его пройдёт на Голгофу, на позорный крест. От глаз ликующей толпы было сокрыто уничижение Христа в синедрионе и у Понтия Пилата, а также Его страдания и смерть на Голгофе.
Но не только народ не понимал, в чём заключается истинная слава Того, Кому они воспевали «осанну». Даже ближайшие друзья и ученики Христа не разумели истинного значения происходящего. Вспомним слова двух учеников Христа, которые шли в селение Эммаус, полные глубокого уныния: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лук. 24:21).
К великому изумлению то, что не понимали апостолы, уразумел разбойник на Голгофе. Он увидел в распятом и уничижённом Христе Царя вечного и несокрушимого Царства Божия. И ко Христу как Царю этого вечного Царства он обратился с молитвой: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё!» (Лук. 23:42).
Мы теперь также знаем, что Господь придёт в Иерусалим ещё раз, но уже не на осле. Он явится на облаках небесных под звуки величественной ангельской «осанны». Будем готовы к встрече с Господом, скажем Ему сегодня в радости и ликовании наших сердец: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).
Иерусалимская горница
Лук. 22:7–10
Чтобы лучше понять события Страстного Четверга в жизни нашего Господа Иисуса Христа, нам необходимо вспомнить, как ветхозаветный народ праздновал праздник Пасхи. Впервые Пасха была совершена в стране фараонов, где ветхозаветный народ провёл в тяжёлом рабстве четыреста тридцать долгих лет. Наконец наступило время, назначенное Богом для его освобождения, однако фараон и слышать не хотел об этом. Девять судов Господних прошли над Египтом, но фараон и после этих судов не хотел отпустить иудеев. Оставался ещё один суд: смерть всего первородного. Чтобы спасти от смерти первородное в Своём народе, Господь указал ему путь спасения через кровь пасхального агнца.
Первая Пасха совершалась следующим образом: израильтяне, по повелению Господню, должны были помазать кровью закланного ягнёнка косяки и перекладины дверей своих домов. Ягнёнка же надлежало испечь на огне и съесть целиком с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:1–10). Первая Пасха совершалась с великой поспешностью, народ находился в полной готовности выйти из страны долголетнего рабства: с препоясанными чреслами, с обувью на ногах и посохом в руках (Исх. 12:11).
Когда народ Божий достиг Ханаанской земли, Господь повелел ему в память освобождения из египетского рабства ежегодно праздновать Пасху. Причём Господь дал дополнительное указание для празднования ветхозаветной Пасхи, которого не было в день первой Пасхи. В Книге Второзакония 16:5–7 читаем: «Не можешь ты закалять Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху вечером, при захождении солнца... И испеки и съешь на том месте, которое изберёт Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои».
Теперь нам понятна озабоченность апостолов Христа: где собраться для празднования Пасхи? Где приготовить пасхальную трапезу? Дом Марии, Марфы и Лазаря в Вифании мог быть наиболее подходящим местом для вкушения пасхальной вечери. Но в дни Христа пасхального агнца должно было вкушать только в Иерусалиме, поскольку в этом городе находился храм Господень, в котором полагалось закалывать агнцев.
Где найти комнату для совершения Пасхи в этом большом городе? Этот вопрос, без сомнения, беспокоил апостолов, тем более что уже настал день опресноков. Сам же Христос оставался совершенно спокоен. Он знал человека в Иерусалиме, который приготовил комнату в своём доме — «горницу большую, устланную» — для Него и Его учеников. И Христос послал Петра и Иоанна к этому незнакомому для них человеку, который и показал им эту теперь известную во всём христианском мире горницу. Апостолы пошли и приготовили Пасху.
Если бы мы могли войти в эту горницу, то увидели бы такую картину. На столе лежат испечённый на огне закланный пасхальный ягнёнок, пресный хлеб и горькие травы. Всё так, как было во время совершения первой Пасхи в дни Моисея. Только на косяках и перекладине дверей уже не было видно крови агнца. Спокойно, без всякой поспешности, а наоборот, возлежа вокруг стола, вкушают пасхального агнца Христос и апостолы. Солнце уже зашло, и горница освещена светильниками.
Находясь со Христом и Его апостолами в этой горнице, мы могли бы о многом узнать, что совершилось там в тот вечно памятный вечер. Мы могли бы увидеть Иисуса Христа, препоясанного полотенцем и омывающего ноги Своих апостолов; Иоанна, возлежавшего у груди Христа, и другого апостола, мрачного и думавшего, как бы найти предлог покинуть эту горницу и предать Христа. Мы могли бы также услышать прощальную беседу Христа, особенно Его обетование о Духе Святом. Всё это принесло бы нам много драгоценных наставлений. Но главное, что мы должны понять в этой горнице — это то, что пришёл конец принесению в жертву бесчисленных агнцев Ветхого Завета, которые заколались в дни пасхальных праздников, и увидеть Христа как истинного и единственного Агнца Божьего, заколаемого за нас (1 Кор. 5:7).
Вкусив последний раз пасхального агнца, Христос открыл Себя как Агнца Божия, кровь Которого очищает от всякого греха и спасает от вечного ада. Христос взял хлеб и чашу с вином и дал их как прообраз Своего тела и Своей крови. Принимая хлеб и чашу, каждое чадо Божие вспоминает смерть Христа, Его истерзанное тело и драгоценные капли крови, которой скреплён наш новый и вечный завет с Ним. Итак, самое драгоценное, что мы всегда должны видеть в иерусалимской горнице на Тайной вечери — это Христа как истинного Агнца Божия, закланного для нашего вечного спасения.
Смерть Христа
Ин. 19:30
Смерть через распятие была не только мучительной, но и очень медленной смертью! Распятые мучились на своих крестах по три или четыре дня. Христос умер через шесть часов после пригвождения Его ко кресту. Разбойники, распятые по обе стороны Христа, были ещё живы, когда Он испустил Свой дух. И если бы Христос не умер раньше них, то воины, перебившие голени у разбойников, перебили бы голени и Христу, и тем самым было бы нарушено пророчество Библии, относящееся к Голгофе: «Кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:31–36; Чис. 9:12).
Христос умер торжественной, величественной смертью. Слова умирающего Христа говорят об этом: «Совершилось!» «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46).
Слово «совершилось», словно молния, озарило ярким светом Голгофу. Этим словом Христос торжественно провозгласил, что исполнились все пророчества Библии, относящиеся к Его жертве, совершилось искупление вины всех грешников мира. Совершилась победа над смертью и адом! Какое торжество слышится на Голгофе в этом коротком слове «совершилось»!
А разве не полны торжества слова Христа: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой»? Торжественность этих слов связана с величественной картиной водворения духа Христа у Отца. На торжественность этих слов Христа указывает и то, как они были произнесены — «громким голосом» (Лук. 23:46). За этими словами последовала смерть Христа, как мы читаем об этом: «И сие сказав, испустил дух».
И после Его смерти «один из воинов копьём пронзил Ему ребро» (Ин. 19:34). Чтобы не оказаться виновными в оставлении Христа живым, воины решили пронзить Его грудь. И это пронзение Христа было в плане Божием. Эта рана в сердце Христа имеет особое значение. Воскресший Христос показал её сомневавшемуся апостолу Фоме, сказав: «Подай руку твою и вложи в рёбра Мои» (Ин. 20:27). Он покажет Свои раны и в день Своего славного явления, о чём мы читаем в Откровении 1:7: «Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили».
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине
Ин. 20:11–18
Господь Иисус Христос показан в пророчествах Ветхого Завета как «Солнце правды». Пророк Малахия говорит: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). В Новом Завете Христос назван «Светом свыше», взошедшим, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной» (Лук. 1:78–79). Этот божественный свет озарил Галилею, Самарию и Иудею. Но особенно ярко Иисус Христос засиял в день воскресения.
Погружённая в глубокую ночь печали стояла Мария Магдалина «у гроба и плакала». То, что сделал Христос для её души и тела, зажгло всё её существо великой любовью к Нему. Она была грешницей, известной своей жизнью в городе, в котором она жила, но Христос даровал ей прощение её грехов (Лук. 7:47). Добавим, что Мария Магдалина была не только великой грешницей, но и бесноватой (Лук. 8:2). Христос оказал ей двойную милость: Он дал ей освобождение от ужасного рабства греха и избавление от мучившей её бесноватости. С тех пор она не отходила от Христа, и Он с каждым днём становился для неё всё дороже.
Когда Христа взяли в Гефсиманском саду, никто не пролил столько слёз как Мария Магдалина. У подножия креста, на котором страдал и умирал Христос, самые обильные слёзы текли из очей Матери Христа и Марии Магдалины. После погребения Христа Мария Магдалина ушла от Его гроба последней и была первой из приходивших к Его гробу. Она пришла ко гробу рано, когда было ещё темно, и увидела, что камень отвален от гроба — значит, тело Его унесли (Ин. 20:1–2).
В пещере, куда положили тело Учителя, Мария Магдалина увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих одного у головы, а другого у ног, где лежало тело Господа. И вот она слышит участливый вопрос: «Жена, что ты плачешь?» Но и вопрос ангела не обрадовал её... Она хотела видеть только Христа. Она в печали сказала ангелам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Но в этот момент Мария Магдалина услышала шаги позади себя. Кто бы это мог быть? — Это был Тот, Кто занимал её сердце безраздельно и полностью, Кого она искала и хотела видеть. Это был воскресший Христос. Но слезы наполняли её глаза, и она не узнала Его. Ей показалось, что это садовник. И тут она услышала тот же вопрос: «Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?» У неё появилась надежда: садовник-то, наверное, должен знать о теле погребённого в саду Христа. Окрылённая этой надеждой, она обратилась к нему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положили Его, и я возьму Его».
Любовь к Спасителю Иисусу Христу делает и нас способными преодолевать всё. Мы восклицаем вместе с апостолом Павлом: «Всё могу в укрепляющем меня [Иисусе] Христе!» (Флп. 4:13).
Будучи исполненной пламенной любовью ко Христу, Мария была способна на любой подвиг ради Него, на любую жертву.
Есть ли в наших церквях сердца с такой любовью ко Христу, какая была у Марии Магдалины? О, если бы все дети Божьи стремились иметь такую горячую и глубокую любовь ко Христу, какая была у этой женщины!
Когда Спаситель назвал Марию по имени, она сразу узнала Его. Она различила бы Его голос среди десятков тысяч других голосов. Узнав Воскресшего, она одним словом выразила безграничную радость, сказав: «Раввуни», что значит: «Учитель». И, словно боясь снова потерять Его, она хотела было ухватиться за Его ноги, но Он остановил её словами: «Не прикасайся ко Мне!» И тут же Господь дал ей поручение: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Эти слова отвечают на весьма важный вопрос: может ли женщина-христианка быть благовестницей?
Мария Магдалина пошла и возвестила ученикам, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Такое же поручение дал воскресший Христос и другим ученикам, встретив их на пути от гроба: «Радуйтесь... Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:9–10). С другой стороны, мы вспоминаем слова апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:4), и ещё: «Учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:12). Эти слова апостола Павла не противоречат повелению Христа Марии и другим Его ученикам — возвещать о Его воскресении. Слова апостола относятся только к особым случаям, когда положение требует молчания женщины.
Мария Магдалина стала благовестницей не только для апостолов. Получив силу Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 1:14), она, как свидетельствует история христианства, дошла с благовестием о Христе до Рима. Она умерла в Ефесе тяжёлой мученической смертью, запечатлев ею свою глубокую и пламенную любовь ко Христу.
Александр Васильевич Карев (1894—1971) —
пастор, проповедник, писатель,
генеральный секретарь ВСЕХБ,
главный редактор журнала
«Братский Вестник»