Размышления о Празднике жатвы

ЖатваMaty Jane Duford (Unsplash)

Драгоценные друзья, в церквях нашего Братства каждую осень празднуется один из особенных для нас праздников — Жатва. Не преувеличивая, можно сказать, что этот праздник уже является частью исторической традиции церквей евангельских христиан-баптистов.

В наших церквях красиво украшают витрины, выкладывают плоды земли, готовят вкусные обеды. В атмосфере праздника и радости звучит Божье Слово, которое напоминает о нашей зависимости от Него и о важности быть благодарным Богу за всё.

Одним из основных текстов Библии, которые направляют нас к этому празднику, является отрывок из книги Исход: «Наблюдай и Праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и Праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою» (глава 23, стих 16).

Жатва ­— это праздник благословений и благодарности

Плоды трудов наших — это благословение Бога. Помните восклицание Давида? «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Псалом 125:5–6). Такие прекрасные, восторженные слова псалмопевца раскрывают глубокие переживания человека труда. Слёзы труда земледельца. Слёзы надежды. В хлебе, посеянном весною, заключена жизнь всей его семьи, здоровье и благополучие детей. Тайна жизни в Боге. Успех труда в Боге. Урожай от Бога. Радость несущего снопы!

Сегодня, наверное, мало кому знакомы чувства утруждённого крестьянина, собравшего урожай. Информация о миллионах голодающих не вызывает интереса. Процессы деятельности человека, выраженные в статистических отчётах, могут произвести шок даже у человека с сильной волей: около миллиарда человек ежедневно голодают, и многие умирают от голода. Около миллиона — жаждут и не могут получить в достатке воды.

У нас есть опасность: чтобы преодолеть свой шок от этого, мы можем становиться более равнодушными. Ведь лично у нас же всё хорошо? Имеем всё в достатке! А об остальном Бог и так знает, так пусть же Он и позаботится о нуждающихся. Вот, праздник Жатвы, установленный Богом, как раз был призван сохранять в сознании израильского общества истинный порядок вещей и приносить Богу свою благодарность за плоды земли.

Праздник Жатвы, помимо этого, имеет ещё и воспитательное значение. Вся семья, особенно дети, получают зримый урок участия Бога в их жизни. Этот урок формирует мировоззрение и понимание мира, в котором дети приобщены к тайным процессам жизни. Отмечай праздник!

Бог даёт дождь ранний и поздний: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в своё время, ранний и поздний; и ты соберёшь хлеб твой, и вино твоё, и елей твой» (Второзаконие 11:13–14).

Историческое прошлое в российских церквях

Древнееврейский Праздник жатвы, как праздник собирания плодов, в российском евангельском движении был скрытым способом благовестия. Праздник жатвы был допущен в советском атеистическом обществе, где была запрещена религиозная деятельность, ибо центром события был урожай. Такие праздники урожая проводили в колхозах и совхозах по сценариям парткомов, созданным для борьбы с религией. Для евангельских общин же такое празднование давало возможность проповедовать Божью силу и благодать, даровавшую людям плоды земли, возносить молитвы благодарности Богу и, что может быть самым существенным, беспрепятственно проводить общения и собрания. Для верующих центром празднования был не урожай, а Господь Бог, Который и дал этот урожай!

«Жатва есть кончина века» — эти слова Иисуса исполнены особого возвышенного смысла. Тотальное безбожие подавляло всякую активность христиан. Особо активным была уготована высокая миссия «за имя Господа Иисуса… принять бесчестие». Поэтому и тюрьмы ГУЛАГа были главным орудием воспитания строителей коммунизма. А Царство Божье — это царство любви и милосердия. Оно было желанным, о нём говорили в собраниях, в беседах на кухнях и в братских общениях.

Значение праздника для нас сегодня

Слова Иисуса Христа о жатве приводятся в Евангелии от Марка:

Царство Божье подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Евангелие от Марка 4:26–29

Интересно, что Иисус, представляя Божье Царство, нарисовал его как процесс сеяния. Потом, объясняя ученикам четыре вида судеб посеянного, зависящих от почвы человеческих сердец (в тернии, на каменистой почве, при дороге, добрая земля), не призвал учеников как-то менять почву, но призвал их сеять! Праздник жатвы возможен лишь тогда, когда в нужное время мы сеяли!

Первое призвание каждого верного ученика Иисуса — сеять Божье слово (Царство Божье подобно тому, как если человек бросит семя в землю).

Время жатвы (сбора урожая) наступает после того, как появится полное зерно в колосе. Решающим значением для этого времени обладает ни погода, ни календарь, ни готовность зерноуборочной техники, а созревание плода! Если говорить о применении этой мысли к себе: а какой плод созрел в моём сердце за последний год? Чем бы я ни был занят, но в определённое время плод обязательно должен проявиться.

В духовного созревания каждому верующему Господь делает следующие три призыва.

Первый призыв: Стремиться быть совершенным!

Человеку Божьего Царства дана благодать Бога в познании истины. Богом предписано, чтобы он достигал совершенства: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:48).

Для этого нам даны прекрасные заповеди и сила Святого Духа. Чтобы достигнуть состояния зрелости мы призваны стремиться к совершенству. Ради этого трудились апостолы, и ради этого Святой Дух действует в Церкви. «Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Колоссянам 1:27–28).

Второй призыв: Быть святым!

По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят».

1 Петра 1:15–16
  • Святость — принадлежность Господу
  • Святость — отделённость от мира, в котором господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»
  • Святость — чистота в мыслях, словах и поступках

Именно идея соответствия высшему стандарту выражена в словах апостола Павла: «Никто да не пренебрегает юностью твоей; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тимофею 4:12).

Третий призыв: Уподобление Христу

Наше место в церкви это не просто выбор нашего ума или следование интересным и современным веяниям. Созидание Церкви — это Божье дело, в котором участвуют простые люди, как ты и я.

Иисус Христос — Единородный Сын Божий, и в Свою Церковь Он вводит не какую-нибудь элиту общества, не успешных студентов жизненной школы, не отличников и победителей олимпиад. В Церковь Божью Он вводит простых рыбаков, рождённых свыше, и, исполняя их Святым Духом, даёт возможность преображаться в образ Христа.

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи» (1 Иоанна 3:1–2). Этот уникальный статус требует нашего повседневного посвящения.

Какое практическое применение Праздника жатвы?

  1. Формируй благодарное сердце: «За всё благодарите» (1 Фесс. 5:18).
  2. Сей щедро: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2 Кор. 9:6).
  3. Сей в духовное, а в не в плотское: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление (смерть), а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6:8).
  4. Проводи анализ: Праздник жатвы помогает нам сосредоточиться на своём духовном состоянии. Но делать это необходимо ежедневно. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).
    • Ученик Христа обладает характером Христа. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19).
    • Ученик Христа обладает умом Христа. «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:15–16).
    • Ученик Христа обладает чувствами Христа! «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).
  5. Праздник жатвы напоминает нам о доме Отца. Там наш Спаситель. Он с любовью наблюдает за нами. Он ожидает нас. Совсем скоро Он направит Свой серп на жатву: «И вышел другой ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: „Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела”» (Откр. 14:15).

Жатва — это собирание плодов. Зрелых, полных, для вечной радости.

  • Полное зерно в колосе радует земледельца!
  • Полное зерно в колосе составляет ценность всего напряжённого труда!
  • Полное зерно в колосе есть цель Господа в созидании Своего Царства!
  • Полное зерно в колосе делает жатву праздником, венцом многих молитв, свершением ожиданий.

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано