Как выбрать человека для личного наставничества? 9 факторов от Марка Девера

Представим, что перед нами два члена церкви. Назовем одного Марком, а другого Матвеем. Марк — прилежный исследователь Писания. Он вечно доискивается, что говорит Библия о том и об этом — словом, обо всём на свете. Он может растолковать вам учение о Троице, если попросите. Правда, судя по некоторым его поступкам не скажешь, что это глубоко верующий человек. И вообще, весь его образ жизни далёк от ваших представлений о настоящем христианине. Зато он чуть ли не назубок знает Библию!

Что касается Матвея, то он, хоть и не афиширует этого, но Библию читает не так уж часто. Конечно, он хочет быть «хорошим». Он старается любить ближних. Но ему непросто было бы дать богословское определение того, кто есть Иисус или что такое церковь. Да и в вопросах христианской этики он не особенно силён. Но ему не по душе та насквозь пропитанная эгоизмом и себялюбием жизнь, которую он наблюдает вокруг, и потому он стремится жить иначе. Своей сильной стороной он считает не знакомство с Библией или доктриной, а доброе и чуткое отношение к людям.

На которого из двоих больше похожи вы? Марку следует больше заботиться о людях, Матвею — больше внимания уделять истине. На самом деле оба они должны больше думать об Иисусе, потому что Иисусу дороги как истины Божьего Слова, так и жизни Божьих людей. А воспитательная работа церкви должна помогать людям и того и другого склада идти за Иисусом. Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Марку нужно отречься от самого себя и следовать за Иисусом, проявляя больше любви к ближним. А Матвею нужно делать это, учась больше любить Божье Слово. Ученик Христов — не тот, кто просто заявляет о своем следовании за Христом, а тот, кто подтверждает это делом.

Вот откуда должен начинаться всякий разговор о христианском воспитании — с понятия, что означает следовать за Иисусом. Воспитывать учеников — значит помогать другим идти за Христом. Это значит устанавливать отношения, внутри которых мы ищем возможностей делать духовное добро ближним, инициируя эти отношения, научая, исправляя, подавая личный пример, выказывая христианскую любовь, смиряясь, наставляя и оказывая влияние.

Каким же образом мы воспитываем учеников? Как именно мы помогаем Марку больше заботиться о том, чтобы его вера воплощалась в реальной жизни, а Матвею — глубже вникать в суть своей веры?

Наш вопрос адресован не только пасторам. Эту задачу Библия ставит перед каждым из нас. Иоанн увещевает нас любить друг друга (2 Ин. 5). Павел наставляет утешать и назидать друг друга (1 Фес. 5:11). Он также велит вразумлять и научать друг друга, стремясь видеть каждого совершенным во Христе (Кол. 1:28). Автор Послания к евреям велит нам поощрять друг друга к любви и добрым делам (Евр. 10:24).

Первым делом вам придется решить, кому именно вы станете уделять внимание и время. Ведь у вас свободного времени на неделе ровно столько-то и не более того. Не можете же вы наставлять всю церковь. Как же решить, в кого вкладывать усилия? Необходимо выбирать.

Но как сделать этот выбор? Предлагаю рассмотреть девять факторов, и по степени важности их стоит расположить в именно в этом порядке.

1. Домашние

Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). В этом отрывке, равно как и в других, Библия учит, что каждый из нас несет особую ответственность за членов собственной семьи. В семье Бог дарует нам взаимоотношения, соединяющие нас на всю жизнь, и природную почву, на которой произрастают привязанность и забота. И эти естественные привязанности и обязательства нужно применять в целях, приближающих нас к Христу. Особенно это касается членов семьи, с которыми вы живете, и тем более если Писание облекает вас особой ответственностью за них — родителей за детей или супругов друг за друга. Эти взаимоотношения — наиболее важная область доверенного вам христианского воспитания.

2. Духовное состояние

Вы должны благовествовать неверующим друзьям, но имейте в виду: научать их так, как если бы они были христианами, бессмысленно. Павел поясняет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Наставлять нужно христианина.

3. Членство в церкви

В шестой главе мы уже говорили об этих обязанностях, перечисляемых в Послании к евреям: Помните ваших наставников, которые учили вас Божьему слову, и, смотря на добрые результаты их жизни, подражайте их вере… Слушайтесь ваших наставников и подчиняйтесь им. Они неусыпно заботятся о душах ваших, ведь им предстоит дать отчет Богу за свой труд. Старайтесь поступать так, чтобы они несли свое служение с радостью, а не как тяжелое бремя, так как в этом нет пользы для вас (Евр. 13:7, 17, НРП).

Эти стихи, бесспорно, призывают нас с особым вниманием относиться к руководителям своей церкви. Но в более широком смысле они означают, что обычные пути ученичества легче всего пролагаются в контексте взаимоотношений внутри поместной церкви, — как об этом уже говорилось в предыдущих главах.

Мы несем бóльшую ответственность за собственную общину: мы обязаны помогать ей и принимать помощь от нее. Члены одной церкви подчиняются одним и тем же пресвитерам. Они исповедуют один символ веры и придерживаются одного церковного устава. Они внимают одному и тому же учению как по основополагающим, так и по второстепенным вопросам. Они регулярно — по меньшей мере раз в неделю — общаются друг с другом. Вот почему, как правило, целесообразнее и уместнее всего строить ученические взаимоотношения в контексте своей церкви.

Более того, если кто-то из ваших друзей посещает нездоровую церковь, то своим наставлением вы рискуете только усугубить ущерб и без того уже нанесенный его духовной жизни. Каким образом, спросите вы? Ваша духовная поддержка, как ни странно, позволит ему оставаться в церкви, преподающей небиблейское учение. И хотя это правило не абсолютно, лучше будет, если вы просто посоветуете своему другу присоединиться к здоровой церкви. Христиане нуждаются в совокупном Теле Христовом, а не только в индивидуальной помощи со стороны.

4. Пол

Писание особо упоминает о принадлежности наставников и обучаемых к одному и тому же полу. Так, например, Павел писал Тимофею, чтобы в его общине старшие женщины «…учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит. 2:3—5).

В публичной обстановке я учу и мужчин, и женщин. Кроме того, у нас есть матери и отцы, многие имеют сестер или братьев, супругу или супруга. Иначе говоря, учение и наставление лиц противоположного пола естественным образом встроено в нашу семью. Да и в церкви мы связаны едиными узами как с мужчинами, так и с женщинами; многие из нас дружат семьями.

Но когда дело касается обычных, намеренных отношений наставничества, разумно будет мужчинам учить мужчин, а женщинам — женщин. Мы признаем, что наша принадлежность к тому или другому полу есть Богом данная реальность, и относимся к ней благоразумно и с уважением. В церкви мы должны любить и братьев, и сестер во Христе, но в то же время стараться избегать неуместно близких отношений.

5. Возраст

Писание щепетильно в вопросах не только пола, но и возраста. В приведенном выше отрывке из Послания к Титу сказано, что молодые женщины должны учиться у старших. В другом месте Павел советует Тимофею не допускать пренебрежительного отношения к его молодости, однако в том же послании он призывает его почитать старших (1 Тим. 4:12; 5:1).

Обыкновенно старшие воспитывают младших. Сказав это, Писание приводит множество необычных примеров, когда младшие учат старших. Разумеется, достигая преклонных лет, мы все больше учимся смирению, которое побуждает нас учиться не только у сверстников, но и у тех, кто моложе нас. А если бы не так, у нас и вовсе не осталось бы учителей! Лично я нахожу, что многому учусь у людей в возрасте от двадцати до сорока лет, равно как и у тех, кому уже далеко за семьдесят и даже за восемьдесят.

6. Непохожие на вас

Мало что являет с такой очевидностью силу Евангелия, как рождаемое им единение и согласие между людьми, которых мир разделил на разные классы и сословия. «Потому что через Него [Христа] и те и другие [иудеи и язычники] имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Стена, отделявшая иудеев от язычников, рухнула, когда Христа распяли. И с тех пор многообразная премудрость Божья является нам в единстве этих, формально разделенных, людей (Еф. 3:10). И, конечно же, единство которое ощущает церковь сегодня, невзирая на этнические, экономические, образовательные и прочие виды разделений, предвосхищает день, когда «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» встанет перед престолом Божьим, поклоняясь Богу и Агнцу (Откр. 7:9-10).

Что это значит с практической точки зрения? Ища себе учеников, помните о том, что матерям средних лет непременно нужно дружить друг с другом, молодым супружеским парам — проводить время вместе, а двадцатилетним ребятам — «тусоваться» в общей компании. Такие группы имеют между собой много общего, и это обстоятельство Бог может направлять к их духовному росту.

Но еще подумайте и о том, чему вы могли бы научиться, проводя время со студентами, или работая с детьми и молодежью, или помогая выходцам из других стран, других этнических групп.

Как многому может научить нас Бог о Себе через наше общение с людьми, непохожими на нас! И как ярко отражается Евангелие в нашем единстве — том единстве, которое возникает не только в силу взаимных симпатий, но и в силу взаимного научения!

7. Восприимчивость к научению

Книга притчей вновь и вновь хвалит сына, восприимчивого к научению, и не одобряет безумца, отвергающего обличение и мудрое назидание. При этом она свидетельствует, что Бог «направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9; ср. Прит. 11:2). Поэтому Петр наставляет: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).

Не стоит понапрасну тратить время, пытаясь научить человека, который убежден, что вы неспособны ничему научить и что ему у вас учиться нечему. Учите тех, кто восприимчив к научению. И сами будьте к нему восприимчивы.

8. Преданность учительскому долгу

Эти слова Павла, адресованные Тимофею, я приводил уже неоднократно: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Мы стремимся наставлять каждого, в особенности же тех, кто, научившись, станет учить других, которые в свое время также станут для кого-то наставниками.

Если потребуется, мы займёмся сложением, но наше заветное желание — умножать. Ведь мы не просто наставляем тех, кто идет нам на смену; мы хотим коснуться всех грядущих поколений!

9. Место и время

Наконец, хотите верьте, хотите нет, но Писание с пониманием относится к нашему времени и занятости. Павел пишет: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Писание и в других подобных местах призывает нас с толком использовать свое время (напр., Еф. 5:16). Этот последний по счету фактор — уже вопрос личного благоразумия каждого. А вообще я обычно рекомендую выбирать себе в ученики тех, чей график совпадает с вашим. Нужно также принять во внимание место, где вы живете или работаете, и время, которое вы обязаны уделять семье, работе и церкви. Исходите из того, что Бог не призывает вас совершать невозможное.

Как бы то ни было, добрые дела, которые мы должны исполнять, заранее предназначены нам Богом (Еф. 2:10). И как в притче о добром самарянине, Он иной раз ставит на нашем пути людей, наставлять которых нам прежде и в голову не приходило. Это может быть член вашей церкви, который, оказывается, работает в той же организации, что и вы, или чьи дети участвуют в тех же спортивных мероприятиях, что и ваши. Или это может быть человек, утративший кого-то из близких и поделившийся с вами своей скорбью.

Одним словом, выбирая того, кому вы хотели бы уделять свое время, будьте мудры и рассудительны, но имейте в виду: порой Господне провидение берет верх над всеми нашими замыслами. И слава Богу, потому что это помогает нам больше полагаться на Него!

Подытожим сказанное

Допустим, ваше расписание позволяет заниматься только с Марком или только с Матвеем, но не с обоими. Кого из двоих выбрать? Конечно, прежде всего, нужно об этом молиться, но вовсе не обязательно, что на этот вопрос имеется один-единственный правильный ответ, и вы не должны чувствовать себя виноватым, оттого что не можете уделять время обоим. Для этого существует Тело Христово.

Вы можете остановить свой выбор на Марке, так как его рабочий график совпадает с вашим, или он живет неподалеку от вас, или ваши жены уже давно дружат между собой. Вы можете выбрать Матвея, так как будущим летом он уезжает, возвращается в родной город, и уже сегодня в нем видны хорошие учительские задатки, поэтому вы хотите учить его, с тем чтобы в дальнейшем он смог обучать других в родном городе. Каким бы ни оказался ход ваших рассуждений, молитесь, просите у Бога мудрости, а потом принимайтесь за дело.

При всем этом, наставляете ли вы целенаправленно одного человека или четверых, убедитесь, что вы сами духовно растете, а затем помогайте возрастать ближним. Важно и то, и другое, и одно способствует другому.

Эта статья — отрывок из книги Марка Девера «Воспитание учеников» (на русском языке книга издана In Lumine в 2018 году).

Автор — © / 9Marks
Перевод — ru.9marks.org

Опубликовано

Читайте также