
Наверное, вы помните, как в известной советской кинокомедии прозвучал вопрос: «У вас на стройке несчастные случаи были?» Когда на этот вопрос Шурик ответил, навстречу ему прозвучало: «Будут!» Тогда это было элементом угрозы, но и сейчас можно с уверенностью сказать, что избежать конфликтов нам не удастся. В нашем братстве 2025 год — это «год мира». Вот и поговорим о конфликтах, ибо они миру больше всего угрожают. Но и миротворчеством лечатся.
Причины конфликтов и их типы
Немного понаблюдав, мы скоро убедимся, что конфликты часто застают своих участников врасплох. Это происходит потому, что мы не готовимся к ним должным образом. Например, на производстве и на стройке есть служба по соблюдению правил техники безопасности: каски, инструктаж, багор на стене и всё такое. А вот конфликт почему-то не заслуживает такого же внимания, и когда он приходит, мы прибегаем к подручным средствам. Пытаемся тушить пожар соляркой, бензином и ветошью: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой», либо игра в молчанку и избегание друг друга. Конфликты — хотя и не несчастные случаи, но, всё-таки, рано или поздно «будут». А если так, то наша обязанность — готовиться к ним, чтобы хотя бы некоторые предотвратить, а случившиеся — решить.
Трудно сказать, стала ли конфликтология в полном смысле наукой, но её азы стоит изучить каждому. Конфликты бывают разные. Не стремясь представить здесь их полную классификацию, хотел бы упомянуть только те из них, которые очевидны: межличностные, семейные, групповые и даже международные. Все они неприятны, хотя бывают люди, которые, наоборот, черпают в них силу. Если быть честным, то некоторым из нас стоит сказать прямо: «Удивляюсь, что с таким характером у тебя их ещё не стало больше».
Библейская идея мира
Учитывая, что предмет этот обширен, хочется оставить вас, дорогие читатели, с одной простой мыслью, которая поможет, с одной стороны, не оказаться в конфликте, а с другой — если уже в нём оказались, выйти из него правильно, согласно Слову нашего Господа. Это идея мира, «шалома». Помните, что в Библии самый главный ответ на конфликт — это миротворчество.
Идея мира в Священном Писании представлена так обширно, что лучше её исследовать самостоятельно и систематически. Предложу ценные источники: например, книга «Миротворец» Кеннета Сенди и сборник эссе «Миротворчество и христианское разрешение конфликтов» — в них этому предмету посвящены целые главы. После чтения этих двух книг вы станете другими, если будете читать вдумчиво.
Идея примирения в Библии вытекает из понятия שָׁלוֹם [шало́м]. Это древнееврейское слово встречается более 300 раз только в Ветхом Завете. Оно имеет много значений и появляется во многих контекстах: от простого приветствия до выражения завета между Богом и Его людьми. В наше время люди обычно понимают мир как нечто, что можно ощущать — например, внутренний покой, уравновешенность, приятные чувства, спокойная совесть. Всё это, конечно, возникает, когда Бог избавляет грешника от вины. Такое понимание мира как субъективного переживания тоже имеет место. Но окончательное ли это определение мира?
Шалом — это всеобъемлющий термин. Он описывает намного больше, чем только «отсутствие конфликта», и простирается намного дальше субъективного и внутреннего опыта. Шалом описывает состояние полного благополучия: здоровье, счастье, материальную безопасность, гармоничные отношения с соседями, справедливость, экономическое равенство и духовную целостность. В этой небольшой статье невозможно полностью развернуть эту тему. Чтобы не быть голословным, можно было бы наполнить текст большим количество ссылок на Писание и, конечно, так делать и надо, но есть более толковое предложение. Если вы дочитали до этого места, то спросите себя, знаете ли вы, где в Писании содержится идея мира? Не хотите ли узнать? Этот интерес чисто практический. Служители не раз наблюдали, что некоторые конфликты решались почти сразу же после того, как участники конфликта знакомились с этим учением Писания.
Практические выводы
Здесь хотелось бы ограничиться выводами, каждый из которых потребует от вас хотя бы пару минут размышлений:
- Мир является центральным Божьим намерением для человеческого существования. Когда библейские авторы стараются выразить словами заветное желание Бога для Его творения, тогда из-под их пера появляется слово «шалом».
- «Мир» и «спасение» в сущности являются синонимами.
- Слово «мир» используется, когда речь идёт об отношении к другим и о том, как достичь благосостояния.
- Мир включает в себя справедливость, и Божьи дети должны быть активными в поддержании справедливости.
- Мир более важен для Бога, чем торжественное поклонение.
За каждым из этих выводов можно выстроить плеяду цитат из Библии. Если суммировать то, что эти выводы предполагают, то получится, что Бог ожидает от Своих детей того, чтобы они были соучастниками в создании и поддержании мира.
Призвание к примирению
Позвольте обратить ваше внимание на один текст из Писания с соответствующим подчёркиванием:
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собой и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собой мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
Суммируя сказанное, здесь говорится о том, что Иисус есть Примиритель. Он примиряет мир с Отцом, а также примиряет людей друг с другом и поручает Церкви делать то же самое, продолжать Его дело, то есть служение примирения. Для апостола Павла примирение нас с Богом — это не конец, а только начало. Недостаточно быть просто примирённым с Богом и даже другими людьми. Церковь призвана взять на себя ответственность за примирение. Можно сказать, что мы призваны быть примирителями, потому что мы сами были примирены. Знаете, тут нужно очнуться и увидеть, в какой Вселенной мы живём! Не хотеть в свете этого мира в отношениях с другими людьми означает «проехать мимо своей остановки».
Павел в этом и других отрывках передавал мысль, что Иисус приходил для примирения, и что оно является основополагающим признаком искупления. Следовательно, мы должны переместить служение примирения с периферии христианских интересов в центр, где оно и должно находиться. Это означает, что когда Церковь призывает неверующих к покаянию, призыв будет направлен не только к их внутреннему миру, но и к примирению между людьми. Церковь должна принять ответственность за приглашение новых верующих не только творить добрые дела, но и участвовать в конкретных задачах примирения, которые являются первостепенными целями человека как нового Божьего творения.
А что насчёт сложных случаев
Как же во свете этого будут выглядеть наши конфликты, в которых мы оказываемся или, что ещё хуже, которые сами начинаем?
Разумеется, нужно не забывать и про более сложные случаи. Читая это, вы могли бы подумать, что любой конфликт можно решить, просто уловив библейскую идею мира. Нет, не любой, но большинство из них — точно. Однако среди конфликтов бывают и «крепкие орешки». Реализм Писания в этом смысле — нам в помощь. В Послании к римлянам 12:18 апостол Павел написал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Это добавление «если возможно с вашей стороны» говорит о том, что налаживание отношений иногда оказывается лишь усилием с одной стороны. Другая сторона может быть в этом либо не заинтересована, либо статична. Но поскольку мы вольны принимать решения только за себя, давайте это и будем делать. Когда мяч окажется на другой стороне, пусть она его и отбивает. Главное, чтобы каждый из вас со своей стороны сделал это вовремя и метко. Вторит этой мысли и Послание к евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Старание — это целенаправленное действие просвещённого индивида. Надеюсь, вы им и являетесь.
Каждый настоящий христианин — это примиритель. Связано ли это с семейными конфликтами, тяжбами по различным вопросам жизни — не принципиально. Поэтому библейская идея мира должна стать нашей главной ценностью, и её следует постоянно изучать и держать в памяти. Бог дал нам служение примирения!