История евангельского движения на Нижней Волге
История возникновения евангельского движения в Царицыне тесно связана с многими процессами истории Российской империи, и поэтому русский баптизм можно смело назвать самобытным, так как он имеет глубокие русские корни.
Почва русской реформации
На Руси уже сразу после её официального крещения были люди, сделавшие много для развития русской реформации: Адриан Монах (11 век), некто монах Димитр (13 век), а также учение «нестяжателей», получившее своё развитие в конце 15 — начале 16 веков в Кирилло-Белозёрском монастыре и связанное с именами Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Максима Грека. Известна так называемая «новгородско-московсая ересь», которая была жестоко подавлена существовавшим режимом. Лидерами данного движения были близкие к царю Ивану III люди: Иван и Фёдор Курицыны, Иван Чёрный, сноха царя Елена. Учение своё они основывали на Библии, отрицая привычные православные догмы.
Во времена Елизаветы Петровны на юге России — на Дону, в Поволжье, в Таврической и Херсонской губерниях, в Закавказье — появились группы верующих, не признававших «поповство»: иконы и многие другие обрядные стороны РПЦ, и получившие впоследствии название молокане. Именно от них, можно сказать, берёт своё начало современный русский баптизм, так как в 40—50-х годах 19 века в закавказских общинах начали практиковать крещение во взрослом возрасте. Вскоре «водные» молокане распространили своё учение на Волгу и Ахтубу.
Слово Божье для народа
Однако поворотным моментом в истории евангельского движения послужил факт, что 6 декабря 1812 года император Александр I подписал указ о создании Российского библейского общества во главе с его президентом князем А. Н. Голицыным.
Общество поставило себе целью издание и распространение Слова Божьего как на славянском, так и на других языках народов Российской империи. Важнейшим направлением деятельности общества был перевод и печатание Библии на живом русском языке. Священное Писание распространяли так называемые «книгоноши», которыми на территории юга Поволжья за 1863—1873 годы было распространено 58 тысяч экземпляров Священного Писания.
Особенную роль в зарождении евангельского движения в Царицыне сыграл Яков Делякович Деляков, который много потрудился благовестником и книгоношей на юге Российской империи.
Начало евангельского движения
Во время поездок по Нижней Волге Деляков попал в деревню Дубовку, расположенную немного выше города Царицына. Здесь он встретил вдову-христианку Анну Васильевну Жидкову и связал с ней свою судьбу. У Анны Васильевны в то время уже был взрослый сын Иван Иванович Жидков, который стал помогать Якову Деляковичу в его деле.
В 1874 году 16-летний юноша Иван Жидков уверовал и, став также книгоношей, ревностно трудился. В результате в 1876 году в Дубовке образовалась небольшая община баптистов. Результатом деятельности Жидкова и других братьев дубовской общины стало то, что в 1880 году была организована церковь и в городе Царицын.
Развитие служения в Царицыне
Церковь в Царицыне разрасталась, занимаясь активным распространением своей веры, и к 1884 году группы баптистов были практически во всех населённых пунктах в Царицынской губернии. В 1898 году в Царицыне прошел 10-й съезд баптистов, в котором принимали участие «евангелисты-пашковцы», вошедшие позже в баптисткое братство. Именно в Царицыне в 1903 году прошёл очередной съезд баптистов России, и на этом съезде впервые было принято решение принять новое наименование «евангельские христиане-баптисты», хотя на практике это случилось намного позже.
Богослужения в это время в царицынской церкви проходили в доме Степана Михайловича Жидкова, который находился на территории современного цирка. Руководителем общины в Царицыне с 1897 до 1909 года был Семён Прокопьевич Степанов, уроженец села Пески Тамбовской губернии, который также уверовал в молодости от проповеди Якова Делякова. При нём церковь начала социальное служение, организовалось детское воскресное собрание, был создан хор.
Самой большой общиной на территории России в 1909 году была община в селе Пришиб (современный город Ленинск Волгоградской области), она насчитывала 423 члена. Всего же по России на 1 января 1909 года насчитывалось 92170 человек. К этому времени баптисты обладали тремя издательствами, принадлежащими Союзу, а также частными издательствами, выпускавшими в больших тиражах Библии и духовную литературу. Имелось 10 периодических изданий.
В начале 1917 года в Царицыне была основана вторая баптистская церковь, которая находилась на Кузнецкой улице в районе Дар-Гора.
Жизнь Церкви в советское время
В России началась революция, которая была встречена баптистами как свобода для проповеди Евангелия. Большевики ещё до революции признавали баптистов и выражали протест по поводу гонений на них, поэтому первые годы советской власти прошли для баптистов сравнительно благополучно. Церкви быстро росли, приобретая всё новых членов. Создавались новые общины в тех местах, где их ещё не было. Началось «золотое десятилетие» Царицынской церкви.
Однако в 1929 году начались повальные репрессии, в результате которых к концу года в Сталинграде осталась только одна церковь, и были уничтожены практически все церкви по области, а их служители были репрессированы. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на все запреты, тайно собирались несколько сестёр-молитвенниц, которые молились о прекращении кровопролитий.1920 год принёс церкви Царицына новые радости: открылось новое здание церкви на пересечении Невской и Медведицкой улиц, были разрешены христианские демонстрации. В эти дни собрания церквей проводились круглую неделю, было много новообращённых. В 1926 году была открыта церковь в районе завода «Красный Октябрь».
Первым пресвитером послевоенного времени стал Никита Яковлевич Шкадаков. Все верующие собирались в одной церкви. Богослужения в этот период проходили в доме Рогожкиных по Лавровой улице. Наступало десятилетие относительного благополучия. В 1950 году был рукоположен старший пресвитер по Сталинградской области — Василий Иванович Ермилов. С 8 августа 1954 года служения проводились в купленном доме молитвы в Советском районе: на Казахской улице, дом 3.
26 декабря 1976 года в Волгограде был открыт новый дом молитвы, построенный за три месяца силами членов церкви по адресу: улица Полухина, дом 67. В 1983 году открыта церковь в городе Волжском, для которой было приобретено здание по улице Ворошилова, дом 2. Были также приобретены дома в городах Камышин и Фролово.
Новые перемены и дальнейший рост
Активное распространение баптизма в современное время в области приходится на начало 90-х годов и связано с приходом демократических преобразований в нашей стране. Были открыты новые возможности для евангелизации и проведения различных концертов и мероприятий, благодаря чему начался быстрый рост церквей в городе и области.