Труд как забота о творении

«Зачем что-то улучшать в этом мире? Все равно всё сгорит! Смысл для христианина имеет лишь проповедь Евангелия и спасение людей!»

С такими рассуждениями приходится сталкиваться довольно часто. И на первый взгляд, такой подход является вполне библейским: разве сам Христос не говорил о том же самом, когда, к примеру, ученики хотели обсудить с Ним великолепие Храма (От Матфея 24:1–2)? Разве Павел не предупреждал нас, что «время коротко», а потому не нужно заботиться о земном: «Покупающие [должны быть], как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Коринфянам 7:31)?

Но это только на первый взгляд. Более внимательное изучение Писания показывает, что ни Христос, ни Павел, ни другие апостолы не учили тому, что христиане не должны стремиться делать мир лучше. Да и сами сторонники подхода «всё равно всё сгорит» не отличаются последовательностью: большинство из тех, с кем мне довелось дискутировать, были вполне прилично одеты, у них были хорошие смартфоны и автомобили, да и дома у них всё было чисто и красиво… Как-то это не очень вяжется с тем, что «о земном» не надо заботиться.

Мне кажется, эти люди интуитивно ощущают, что мы дадим Богу отчёт за то, как мы распорядились своей жизнью, как мы заботились о своей семье, как управляли своим бюджетом… Но почему-то нам кажется, что зона нашей ответственности заканчивается порогом нашей квартиры и не распространяется на дом, улицу, город, страну. Тем более — состояние окружающей среды или социальная справедливость это уж точно совсем не наша забота.

Но на каком основании мы провели границу нашей ответственности именно в этом месте? И откуда берётся противопоставление заботы о творении проповеди Евангелия? Где для такого подхода основание в Писании?

Библия говорит нам о том, что Бог поставил человека «владыкою над делами рук Своих» (см. Бытие 1:28). И мы нигде не читаем, что после грехопадения Бог отменил Своё решение и передал управление миром кому-то ещё. Более того, Давид, Иаков и другие авторы Писания подтверждают, что и после грехопадения человек остаётся тем, кому доверено управление всем творением (Псалом 8:7, Иаков 3:7). Достаточно даже поверхностного взгляда на мир, чтобы убедится в верности библейского учения: человек действительно владычествует над всей землею — сегодня это очевидно, как никогда ранее.

Другими словами, Бог вверил весь мир заботам человека. Управление миром должно было способствовать раскрытию заложенного в человеке потенциала; но мир не был просто «тренажёром» для всевозможных человеческих «упражнений». Бог вверил сотворённый мир нашим заботам, поскольку этот мир имеет ценность в Его глазах. И Он хотел бы, чтобы мы эту ценность сохранили и умножили.

Ведь именно в этом и состоит работа управителя — вспомним притчи Иисуса о талантах, минах или «неверном управителе». Заботиться о творении — значит рассмотреть заложенный Богом потенциал и раскрыть его, сделать его видимым. Повеление «владычествовать над всею землею» имело целью раскрытие славы Божьей во всём творении: человек — единственный, в ком был заложен образ Божий, единственный, кто способен к прямому общению с Богом, — был призван посредством своего труда наполнить видимый мир славой Невидимого Бога.

При этом важно помнить: человек был поставлен Богом не просто для «поддержания порядка». Слова «владычествовать» и «возделывать» указывают нам, что Бог ожидал от человека творчества — привнесения в мир того, чего в нём ещё не было.

Это не было «творение из ничего» (что доступно только Богу), человек творил из того, что уже было в мире. Но в своем творчестве человек создавал (и продолжает создавать) нечто действительно новое — умножая разнообразие и богатство этого мира. Поручая Адаму возделывать (по латыни «культивировать») сад, Бог ожидал, что человек будет создавать культуру, включая строительство городов, создание произведений искусства, конструирование техники и освоение цифрового мира. Заботиться о мире — значит не просто трудиться, но трудиться творчески, создавая новое, ещё не бывшее.

Грех исказил эту способность к творчеству, а потому вместо заботы о творении мы сегодня имеем дело с безжалостной эксплуатацией природы и самого человека. Вместо раскрытия заложенного в мире потенциала мы выжимаем из природы все соки, не заботясь о том, в каком мире будут жить наши дети и внуки.

Иными словами, безразличие к миру, в котором мы живём, в том числе позиция «всё равно всё сгорит», есть проявление человеческой греховности, а вовсе не особой духовности! И, напротив, призыв заботиться о творении — это напоминание о нашем изначальном призвании, о Божьем замысле о мире и месте человека в нём, а потому — свидетельство о Творце.

Сознавая греховность мира, в котором мы живём, мы должны быть особенно внимательны, чтобы наш труд служил созиданию мира, а не его ещё большему разрушению. Если мы будем ставить перед собой такую задачу, это очень сильно повлияет и на выбор профессии, и на то, какие акценты мы будем расставлять в нашей профессиональной деятельности.

Как правило, сегодня человек вовлечён в очень сложную деятельность, а потому решение этой задачи не лежит на поверхности. Но есть масса примеров, которые показывают: если такая цель ставится, способ её достижения можно найти почти в любой деятельности.

И надо сказать, что, когда христиане начинают проявлять заботу о мире, их свидетельство почему-то намного более охотно принимается неверующими. Проповедь Радостной Вести и напоминание о ценности этого мира не противостоят, а усиливают друг друга. Поскольку и одно, и другое есть свидетельство о Боге и Его любви к миру.

Автор — © / Мирт

Опубликовано