Кое-что я вижу снова и снова, и каждый раз это ставит меня в тупик: люди, которые ожидают, что неверующие будут вести себя как верующие. Так часто я вижу христиан, которые удивляются, что их неверующие друзья или родственники поступают не по-христиански.
Джон Оуэн (1616–1683) обращает на это внимание в своём выдающемся труде «Победа над грехом и искушением». В книге рассматривается тема умерщвления греха (предания его смерти), и Оуэн посвящает одну главу объяснению того, почему только христиане могут вести себя как христиане.
С самого начала он настаивает на том, что только христиане имеют способность предавать грех смерти. Неверующие могут подавлять грех, но не могут его убить. «Пока человек не станет верующим, то есть истинно укоренившимся во Христе, он никогда не сможет умертвить ни одного греха; я не говорю, пока он сам не считает себя верующим, а пока он действительно не станет таков… Смерти греха нет без смерти Христа». И ещё: «Человеку легче видеть без глаз или говорить без языка, чем хоть один грех по-настоящему умертвить без Духа Святого».
Раз неверующие и правда не способны предавать грех смерти, тогда для них главный приоритет — это обращение к вере в Бога. «Смирение не является целью для невозрождённых людей. Бог пока не призывает их к этому; обращение — вот их задача, обращение всей душой, а не победа над той или иной похотью… Пусть сначала душа будет полностью обращена, а затем, „взирая на Того, Которого пронзили”, они устремятся к смирению и послушанию». Для этих вещей есть определённый порядок. Сначала обрети спасение, а затем предавай грех смерти.
На самом деле неверующие, которые пытаются убивать грех, только углубляются в свои грехи. «Это обычная проблема людей, которые пытаются умертвить грех, не обретя сначала интереса ко Христу. Это делает их обманутыми, почерствевшими и сломанными». И далее: «Убивать грех — это дело живых людей; а у мертвецов (так как все неверующие, даже лучшие из них, мертвы), грех живёт и будет жить».
Оуэн предугадывает такое возражение: «Должны ли [невозрожденные люди] перестать бороться с грехом, жить распутно, давать волю своим похотям и стать такими же плохими, как худшие из людей?» Если неверующие не могут умертвлять грех, то будет ли неправильным с нашей стороны говорить им прекратить грешить и вообще ожидать этого от них?
Он отвечает на это так: «Не дай Бог! Можно считать это великой загадкой мудрости, благости и любви Божьей, что Он разными путями и способами постоянно удерживает сынов человеческих от бегства в глубину беспредела и мятежа, куда их пытается затащить их порочная природа». Бог посылает свою общую благодать всем людям, и эта благодать не даёт им быть настолько грешными, насколько они могли бы. Иногда Бог действительно обличает неверующих в грехе и принуждает их сдерживать этот грех, но при этом не обращает их к вере.
Так что важно определить верные приоритеты — как для христианина, обращающегося к неверующим, так и для них самих:
Не призывайте неверующих прекратить грешить, прежде чем сначала призовёте их обратиться ко Христу с покаянием и верой. Даже если они не обращаются к Нему, они всё равно могут подавлять грех, но не делайте своей главной целью убедить неверующих не грешить; вместо этого сделайте своей целью призвать их стать христианами. И не удивляйтесь, когда, будучи неверующими, они продолжают вести себя как неверующие.