Победа в проигрыше

В эти пасхальные дни мы вспоминали события последней недели жизни Иисуса Христа на земле. И День победы недалеко. Если прочитать евангелия и попытаться увидеть эти события глазами обывателя, то нетрудно будет заметить, что Иисус Сам Себе даёт пройти через полосу поражений... Кажущихся поражений.

Странный путь к победе

Его далеко не все понимали в народе, даже когда торжествовали о Его прибытии в Иерусалим. Унизившись, Он омывает ученикам ноги. Он выжидает в Гефсимании, когда есть ещё возможность избежать ареста. Не уклоняется от врага и исцеляет ему ухо. Вскоре многие из народа голосовали за казнь, и Он не бросает им это в упрёк. Его не понимали и в конце оставили все ученики. Отрёкся один из самых лучших учеников, а другой предал. И Он даёт Себя предать, хотя имеет возможность избежать это. Отказывается от легионов ангелов в защиту. Священники стояли не за Бога и правду, а искали своё «место под солнцем», и Он не говорит им, как ими попрано правосудие. Иисус не отрицает ложного обвинения священников. И судья не соответствовал своему призванию, уступив очевидной провокации и сговору. Как не упомянуть цинизм и издевательства, которые сопутствовали суду и казни? Он не пользуется шансом договориться с Иродом. Не защищается перед Пилатом. Не пользуется шансом быть заменённым на Варавву. Терпит множество побоев от солдат, ругани от народа и священников. Терпит поношение повешенного рядом с Ним разбойника. Не сходит с креста. Иисус отказался от обычного средства, притупляющего боль, которое Ему предложили. И в довершение всего Его оставил Отец на Голгофе. В конце концов Он умирает... Так просто получилось, или Он знал, что этому надо быть? Но соединяя все детали повествования воедино, нужно сказать: Он знал заранее и шёл к победе именно таким образом. Как Сам и сказал о Себе ранее:

Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о НёмЕвангелие от Марка 14:21

Что мы знаем о поражениях?

Выводы из этого странного для нас пути к победе нам придётся делать в жизни не раз. Толкователи говорят, что истории Библии надо проживать, переживать... А такую историю Спасителя хорошо пережить только на Причастии и только в воспоминаниях, но вряд ли в своей жизни. Во всяком случае, так нам подсказывают наши чувства. Да и чувства Христа говорили Ему то же: «Да минует Меня чаша сия». Но Он прошёл их осознанно.

Вообще личные победы нам не часто даются. А поражения случаются. Потерять деньги, заболеть в самый неподходящий момент, оказаться переспоренным, быть непринятым при своей очевидной правоте, не успеть на самолёт, не справиться с заданием начальства, провалить экзамен, поссориться с любимым человеком — всё это и много прочего есть наши проигрыши и поражения в жизни. Есть поражения и в духовной жизни: поддаться искушению и лени, быть обуреваемым сомнением, неспособным подчинить себя тому, к чему сам себя обязываешь, заблуждаться (хотя это может не ощущаться), проявлять скверный характер и прочее.

Кто-то заметил, что Иисус с Его-то способностями мог просто удалиться от этих проблем и поражений и это было бы по-человечески логично. Вдумайтесь: Он знал, какую рыбу надо поймать, чтобы из неё достать монеты на налог! Ушёл бы от проблем, скажем, в Сирию, там набрал новых учеников, и у Него не было бы религиозных конкурентов. «Вышел бы из среды их», как Моисею было сказано, и произвёл бы от Него Всевышний другой народ... Логично, но только по-человечески. Так уходят от проблем и поражений люди. Но не так Сын Человеческий шёл к Своей победе. И если так Христос шёл к победе, пройдя намеренно через поражения, то, что тогда мы знаем о поражениях и проигрышах? Как нам следует их толковать?

Ведь личные проигрыши и поражения — это для нас ступени «вниз», они досадны и обидны. Но что если, за исключением наших духовных поражений, все наши проигрыши должны для нас стать ступенями вверх, к победе? И что для нас тогда победа? Уж не удачная ли карьера, успех, выигрыш в лотерее, простая и тихая жизнь без служения Богу и ответственности и всегда сопутствующих им проблем? Может быть победа — это лучшее бытовое устройство, признание и уважение на фоне нашего молчания о своих убеждениях перед неверующими?

Пример, который нам так нужен

Чему вообще учит нас опыт «поражений» Иисуса? Прежде всего, Его «поражения» становятся нашими победами. «Он обнищал, чтобы мы обогатились Его нищетою», и это — Его благодать. (см. 2-е Коринфянам 8:9) Потому что Он «проигрывает», чтобы решить вопрос нашего спасения и ещё преподать нам урок смирения. Затем Павел сказал, что «Он смирил Себя быв послушен даже до смерти крестной» (Филиппийцам 2:8).

Только в смирении мы сможем различить, где искренние убеждения, а где — простое упрямство.Ричард Фостер

Далее, разговор о том, кто больше, не может идти без мысли о том, кто меньше («Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» От Луки 22:24). Быть руководителем лучше, чем подчинённым, но Павел призывает к подчинению даже тех, кто по своему общественному положению уже подчинён — рабов (см. Колоссянам 3:22). Этому удивлялся меннонитский богослов Джон Ховард Йодер. Тема подчинения — это тоже разговор о победе через проигрыш. И если вы внимательно понаблюдаете, то вы увидите, например, что почти все церковные проблемы возникают из-за того, что у людей нет внутренней свободы уступить друг другу. Мало кто хочет «проиграть». Мы нередко настаиваем на том, что на карту поставлен важнейший момент и что мы сражаемся за некий священный принцип. Может быть, это так и есть. Но чаще всего — нет. Мы стоим твёрдо просто потому, что иначе всё получилось бы просто не по-нашему. «Только в смирении мы можем подчинить себе этот дух, чтобы он больше не господствовал над нами. Только в смирении мы сможем различить, где искренние убеждения, а где — простое упрямство» (Ричард Фостер).

«Знаете ли вы, какая это свобода, продолжает он, — отказаться от своих прав? Вы освобождаетесь от злости и горечи, когда кто-то относится к вам не так, как, по-вашему, должен был бы. Вы разрываете этот порочный „коммерческий круг”, в котором принято: „Ты почешешь мою спину, и я тебе почешу”». А если нам не почешут? Мы тогда проиграем? Вот этого-то мы и боимся. Хочется потратить меньше, а получить больше. Человек проводит немало времени в рассуждении: «Как бы так победить, не потратив ни сил, ни времени, ни денег! Как бы сохранить себя от неудобств, боли и трудностей! Но победы чтобы при этом были налицо». Но Дуайт Эйзенхауер говорил: «Не бывает побед по дисконтным ценам». Ценные вещи дёшево не стоят.

То, каким способом Иисус побеждает ради нас, бросает вызов нашим представлениям о наших победах. И побуждает видеть некоторые наши поражения в ином свете. Опять же, если они не связаны с уступкой искушению. События последней недели жизни Иисуса Христа должны побудить нас «перенять Его почерк» в обретении побед. И эти Его слова — секрет не поражений, а великих побед:

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем...Евангелие от Матфея 11:28

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также